История некрополей Москвы уходит в глубину веков. Согласно различным документальным источникам XVII века, в городе их насчитывалось от 300 до 600. Вначале погосты устраивали при монастырях и приходских церквях, но и территория Кремля не была исключением. После того, как при Иване Калите в XIV веке из Владимира в Москву была перенесена митрополичья кафедра, усыпальницей великих князей и царей  стал Архангельский собор, а  высших церковных иерархов — Успенский. К числу самых древних сохранившихся некрополей относятся также Новодевичье кладбище и захоронения в Донском монастыре.

Для иностранцев —  в те времена их всех, независимо от национальности, называли «немцы» — были предусмотрены отдельные погосты. Находились они в разных частях Москвы: в XVII веке — в Марьиной Роще  (не сохранился до нашего времени), позднее — в Лефортове, на Немецком кладбище на Введенских горах (существующее и поныне). Здесь находили последний приют христиане, среди которых было множество иностранных коммерсантов, чьи фамилии встречались на вывесках магазинов Кузнецкого моста и других торговых улиц.

С самоубийцами в Московском государстве тоже поступали особо, поскольку считалось, что умерли  они «дурною смертью». Мало того, что их не хоронили на обычных погостах вместе с праведно умершими, а закапывали где-нибудь в поле, на выгоне, «на буйвище», как тогда говорили, так еще и погребать этих людей дозволялось церковью только дважды в году — в четверг седьмой недели после Пасхи (так называемый Семик) и на Покров — 1  октября по ст. ст. Если кто-то отдавал Богу душу задолго до дозволенного дня похорон, его тело оставляли дожидаться в специальном помещении с ледником, называвшемся «убогим домом». Нужно сказать, что таких опальных покойников было немного. Перспектива позорного погребения удерживала людей от многих злодейств.

В 1758 г. по повелению императрицы Елисаветы Петровны было устроено Лазаревское кладбище. Оно стало первым городским кладбищем: в отличие от погостов — кладбищ приходских — его можно было расширять. Место было выбрано за городской чертой, там, где и прежде хоронили нищих и безродных людей (такие места называли  «божедомками»). Кладбище окружал довольно густой Марьинский лес: место почиталось многими москвичами проклятым, таинственным… Для поминовения умерших там возвели деревянный храм в честь Воскрешения прав. Лазаря Четверодневного, откуда и кладбище получило свое название. Фото 1. Старая карта и то же место на современной карте - Фестивальный парк

В восьмидесятых годах XVIII в. в Москве бушевала эпидемия чумы. В это страшное время был создан благотворительный комитет помощи больным, который возглавил купец Лука Иванович Долгов, известный благодетель и нищелюбец. Несмотря на смертельную опасность, благочестивые москвичи самоотверженно помогали страждущим, снабжая их пищей и одеждой, заботясь об умерших. Лука Долгов за эти труды был именным повелением пожалован дворянским званием титулярного советника.

Господь сохранил Луку Ивановича и его семейство от страшной болезни, и, в благодарность за это, он пожелал построить на Лазаревском кладбище новый каменный трехпрестольный храм вместо уже обветшавшего деревянного. Работы начались в 1782 году, но вскоре Лука Иванович скончался, и строительство продолжила его супруга Сусанна Филипповна.  Первоначальный проект храма принадлежал архитектору В. И. Баженову, окончательный же был разработан знаменитым русским архитектором Елезвой Семеновичем Назаровым (1747-1822), бывшим крепостным. Он спроектировал не только сам храм, но и целый комплекс Лазаревского кладбища. В этот архитектурный ансамбль входило пять зданий и каменная ограда. В настоящее время сохранилась только бывшая богадельня. Лазаревскому кладбищу принадлежало 22 гектара земли, из которой ныне к храму относится лишь очень незначительная, самая древняя часть кладбища.
Фото 3. Храм Сшествия Св. Духа

Храм Сошествия Святого Духа

 Храм Сошествия Святого Духа был построен по архитектурному типу  «корабля»: круглая ротонда, с короткой трапезной частью, с двумя колоколенками, венчающими западный фасад, окна стилизованы под иллюминаторы. Строительство было окончено в 1787 г. Лука Иванович и  его супруга Сусанна Филипповна, не дожившие до окончания строительства, были погребены под полом храма, за правым и левым клиросами. По завещанию купца Долгова в одном из зданий при храме была устроена «богадельня на пятьдесят лиц женского пола духовного сословия».

Жительство в ней проводили благочестивое, подобное монашескому: не вкушали мяса, много трудились. Богадельня имела свой устав, который утверждал сам святитель Филарет, митрополит Московский. В это время старостой храма был сын Луки Ивановича — Николай Лукич Долгов. В храме находилась родовая святыня Долговых — крест-мощевик с 50-ью частицами мощей. Имелось более двухсот икон в дорогих золотых и серебряных ризах. В войну 1812 года храм и святыни не пострадали — французы до него не дошли. Однако и крест, и иконы бесследно сгинули в годы Октябрьской революции.

В конце XIX века в храме настоятельствовал священник Никита Никитич Скворцов, замечательный пастырь-подвижник, просветитель раскольников-старообрядцев, хорошо известный святителю Филарету Московскому и уважаемый им. В храме на Лазаревском кладбище он прослужил не одно десятилетие, являясь одновременно попечителем богадельни и ведя активную деятельность по благоустройству кладбища.

Все настоятели храма на Лазаревском кладбище несли огромные подвижнические труды. По статистике в день на кладбище совершалось до семи погребений почивших. Часто настоятель был единственным священником; помимо богослужения, треб, проповеди слова Божия, сам вел бухгалтерские и другие хозяйственные дела.

В 1903-1904 гг. трапезная часть храма (включая приделы) была увеличена (по проекту архитектора  Воскресенского), и венчавшие западный фасад колоколенки были перемещены в том же виде.

В 1914-1917 гг. в храме настоятельствовал другой священник Скворцов (однофамилец предыдущего) — Николай Алексеевич.Фото 4. Отец Николай (Скворцов) и матушка Евгения Отец Николай (Скворцов) и матушка Евгения

Замечательный пастырь, глубоко почитаемый и любимый всеми прихожанами за свое благочестие, яркий проповедник, оставшийся у всех в памяти как чрезвычайно чистый и добрый человек. Он был из профессоров Московской духовной академии, имел степень кандидата богословия, исполнял должность председателя Церковно-археологического отдела Общества любителей духовного просвещения, знаток церковной старины, автор многих уникальных работ по церковной археологии и капитального труда  «Археология и топография Москвы». Его труды, в частности описание храмов Серпуховского уезда, ныне хранятся в фондах Российской Национальной библиотеки.

В июне 1917 года отец Николай собирал средства для устройства детского приюта. Об этом многие знали. Поэтому в ночь с 14 на 15 июня в дом к отцу Николаю на Лазаревском кладбище ворвались грабители, посчитавшие, что всю казну батюшка хранит дома. Но о. Николай очень аккуратно относился к деньгам и как раз накануне успел сдать их в банк. Услышав шум, он вышел, и, пытаясь увещевать бандитов, был убит. На шум выбежала матушка Евгения; ее  ударили топором по голове и убили. Воры скрылись. В некоторых мемуарах того времени упоминается об этих трагических событиях. Рассказывают, что большая толпа возмущенного народа целый день разыскивала бандитов в Марьиной роще и если бы нашла то, очевидно, совершился бы самосуд. Позже убийцы были арестованы, судимы и, после неудачной попытки бежать, расстреляны.

Отпевал отца Николая и матушку Евгению, оплакиваемых всей епархией, епископ  Иоасаф. Погребены они были возле южной стены храма, недалеко от паперти. После закрытия кладбища их останки были перенесены на Ваганьковское кладбище, где доныне сохраняется их могила. Есть свидетельства очевидцев о том, что оба тела при переносе оказались нетленными.

В 1916 году историк Москвы А.Т. Саладин писал, что Лазаревское кладбище «далеко не ласкает взгляда… Спрятавшись от всякого шума за прочными стенами, кладбище покрылось буйной растительностью. Трава выше пояса —  скрывает даже высокие гробницы, и к некоторым могилам можно подойти только с трудом, обжигаясь о крапиву». Из сказанного видно, что к началу прошлого столетия Лазаревское кладбище было сильно запущенным. Высокие древние гробницы и кресты постепенно поглощала трава, которая вырастала по пояс. Уже тогда на Лазаревском кладбище памятники ставить перестали, а те, что стояли, уходили в землю.

Существует в Москве такое предание, в течение многих лет распаляющее воображение кладоискателей, будто бы где-то на территории Лазаревского кладбища зарыты несметные сокровища: какая-то купчиха, не желая расставаться со своими драгоценностями, завещала положить их к ней в гроб. Так ее и похоронили. Потом могила затерялась. А после ликвидации кладбища стало совершенно невозможно указать место этого захоронения.

Появились такие слухи отнюдь небезосновательно. На Лазаревском кладбище была захоронена семья знаменитого на рубеже XVIII-XIX веков актера Силы Николаевича Сандунова, оставшегося в памяти потомков устроителем и владельцем знаменитой в Москве бани на Неглинной улице.Фото 5. Сила Николаевич Сандунов

 Сила Николаевич Сандунов

Похоронив своих вполне состоятельных родителей, братья Сандуновы — Сила и Николай — с удивлением обнаружили, что за душой у них  пусто, и куда девалось родительское состояние, не известно. Тут они и вспомнили, что матушка, умирая, зачем-то очень просила непременно положить ей в гроб любимую ею подушку. Сыновья, естественно, предположили, что матушка в подушке держала какие-то ценности. Они откопали гроб, вынули подушку и… кроме перьев, ничего больше там не нашли. Раздосадованные братья установили над могилой родителей памятник в виде прямоугольного ящика из чугунных плит, увенчанного чугунным же четырехконечным крестом, который обвивают две гадкие змеи. На памятнике была надпись: «Отцу и матери от сына их». Самих братьев Сандуновых впоследствии похоронили здесь же, возле родительского чугунного креста со змеями: Силу Николаевича в 1820 году, Николая Николаевича — профессора права Московского университета, действительного статского советника — в 1832-м.

На кладбище были похоронены весьма именитые люди: профессор греческой и латинской словесности Р.Ф. Тимковский (в 1820 году); очеркист, редактор, издатель, владелец типографий в Москве и Петербурге И. Н. Кушнерев (в 1896 году); преподаватель Московской духовной семинарии С. И. Кедров (в 1914 году). Было множество замечательных надгробий. Например, над могилой Н. П. Новосильцевой был установлен «от неутешных мужа и детей» памятник работы знаменитого скульптора И. П. Витали — автора колесницы Славы на Триумфальных воротах, фонтана на Театральной площади.

Хоронили на Лазаревском кладбище и многих священнослужителей и членов их семей. Здесь были похоронены родственники двух архиереев, впоследствии канонизированных, — митрополита Филиппа Колычева и епископа Игнатия Брянчанинова. Возле юго-западного угла храма в 1917 году был похоронен сам его настоятель протоиерей Николай Скворцов с супругой.

Неподалеку от кладбища, на улице Новой Божедомке (теперь – улица Достоевского), в Мариинской больнице служил в должности штаб-лекаря, то есть старшего лекаря, М.А. Достоевский  — отец Федора Михайловича. При больнице, во флигеле, жила вся их семья, и там же в 1821 году родился сам будущий великий писатель. И когда в 1837 году умерла мать Ф.М. Достоевского Мария Федоровна,Фото 7. Мария Фёдоровна Достоевская

Мария Фёдоровна Достоевская

похоронили ее на Лазаревском кладбище в родовом участке купцов Куманиных. Так, по всей видимости, распорядилась ее старшая сестра — Александра Федоровна Куманина. Могила М. Ф. Достоевской находилась саженях в пятнадцати от юго-восточного угла храма. Впоследствии, бывая в Москве и навещая могилу своей любезной родительницы, Федор Михайлович заходил и в Свято-Духовской храм, и, как рассказывают нынешние причетники, делал пожертвования на нужды храма. Теперь, через шестьдесят пять лет после ликвидации кладбища, можно лишь приблизительно указать место захоронения М.Ф. Достоевской. Чудом уцелело надгробие с ее могилы. Оно сейчас хранится в музее Ф.М. Достоевского при Мариинской больнице. Но, что еще более удивительно, — уцелели и сами останки М.Ф. Достоевской. В 1930-е годы они были эксгумированы известным антропологом и скульптором М.М. Герасимовым. И по вполне сохранившемуся черепу матери Достоевского он сделал ее скульптурный портрет. А череп впоследствии был передан в музей антропологии Московского университета. В 2012 году ее прах  был предан земле правнуком писателя Дмитрием Андреевичем Достоевским в Иоанно-Предтеченском соборе Зарайского Кремля. Кстати, здесь же на Лазаревском была похоронена и тетушка писателя — Александра Федоровна Куманина, многие характерные черты которой послужили Ф.М. Достоевскому для создания образа «бабушки» в повести «Игрок».

Фото 8. Единственная сохранившаяся могильная плита

Единственная сохранившаяся могильная плита

В 1934 (1932) году кладбище было закрыто, а к 1937 году ликвидировано. Большую часть могил сровняли с землей еще до войны, а последние уничтожили бульдозерами уже в послевоенные годы (1953 г.). Часть останков перенесли на другие кладбища, но большинство захоронений так и осталось под землей . В середине семидесятых годов XX века через территорию кладбища была проложена проезжая дорога.

Фото 10. Детский парк на месте кладбища 1936

Детский парк на месте кладбища 1936.

После закрытия кладбища на его месте был устроен детский парк, причем большинство захоронений так и осталось в земле. До сих пор, стоит где-то в парке копнуть поглубже, попадаются кости. А копали там в советское время довольно много — строили павильоны, аттракционы, сцены и прочее. Одновременно с кладбищем была закрыта Свято-Духовская церковь. В начале ее собирались перестроить в крематорий, но потом отказались от этой идеи и отдали церковь какому-то предприятию под общежитие для рабочих. Храм Сошествия Св. Духа был возвращен Церкви в 1991 году, хотя еще несколько лет после этого в трапезной части находились мастерские декораций Театра оперетты. Сейчас церковь Сошествия Святого Духа почти восстановлена. В 1999 году в память обо всех погребенных на Лазаревском кладбище там была построена и освящена часовня в честь Владимирской иконы Божией матери . 

Фото 11. Часовня в честь иконы Владимирской богоматери

Часовня в честь иконы Владимирской Богоматери

На кладбище были похоронены:

Васнецов Виктор Михайлович (1848—1926) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи;

Достоевская Мария Федоровна (1837) — мать Ф. М. Достоевского, тетка Ф. М. Достоевского — А. Ф. Куманина;

жена В. Г. Белинского — Мария Васильевна Орлова (1890);

Зыбелин Семен Герасимович (1735—1802) — медик, основатель Медицинского факультета ПМИ;

Кондратьев Иван Кузьмич (1849—1904) — историк, москвовед, поэт, песенник, писатель, переводчик;

Кушнерев Иван Николаевич (1827—1896) — очеркист, редактор, издатель, владелец типографий;

Мухин А. А. — русский авиатор, погибший в 1914 г. на Ходынском аэродроме;

Никитин Николай Васильевич (1828—1913) — русский архитектор, председатель МАО  1879-1894 гг.;

Сандунов Сила Николаевич (1756—1820) — актер, основатель Сандуновских бань;

Спасский Михаил Федорович (1809—1859) — метеоролог, доктор физики и химии, профессор, декан физико-математического факультета Императорского Московского университета;

Тимковский Роман Федорович (1785—1820) — историк, профессор греческой и латинской словесности.

 

Библиография:

  1. Московский некрополь. История. Археология. Искусство. Охрана: матер. науч.-практ. конференции 31 марта – 1 апреля 1994 г. / МГОА; Центр. Музей древнерус. культуры и искусства им. Андрея Рублева; Мос. краевед. об-во; редкол. Л. В. Иванова, А. С. Киселев, В. Ф. Козлов и др. – Москва : Издательское объединение «МОСГОРАРХИВ», 1996
  2. Кондратьев Иван Кузьмич. Седая старина Москвы / И. К. Кондратьев; авт. коммент. и указ. Б. Ю. Иванов. – Москва : Издательство «Цитадель», 1997
  3. История московских районов : энциклопедия / под ред. К. А. Аверьянова. – Москва : Астрель: АСТ, 2006
  4. Рябинин Юрий Валерьевич. Мистика московских кладбищ / Юрий Рябинин. – Москва : Алгоритм, 2011
  5. Исчезнувшие кладбища Москвы: [Электронный ресурс] / Прогулки по Москве. – Режим доступа : www.URL : http://moscowwalks.ru/2011/08/03/ischeznuvshie-kladbisha-moskvi/
  6. Храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище в Марьиной роще: [Электронный ресурс] / Марьина Роща. – Режим доступа : www.URLhttp://m-roscha.info/catalog/cultural_places/hram3/
  7. История : [Электронный ресурс] / Страничка общины храма сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище г. Москвы. – Режим доступа : www.URL: http://na-lazarevskom.ru/khram-na-lazarevskom-kladb/istorija/

Ирина Щербакова 

Библиографический отдел 

«Централизованной библиотечной системы СВАО»